Главное меню

Особенности обтяжки канатов

При изготовлении канатов для подвесных канатных дорог обтяжку для них следует выполнить до монтажа - это нужно для уменьшения хода натяжных устройств и исключения необходимости промежуточных монтажных операций. Без операции обтяжки невозможно производство канатов и канатных элементов, использующихся в качестве несущих элементов строительных сооружений (вант, оттяжек и т.п.). При поверхностных расчетах и без обтяжки столь важных частей конструкции точную сборку и надежную работу несущей канатной системы обеспечить просто нереально.

Следует учесть, что существуют большие различия в механических свойствах нового каната и приработанного или обтянутого каната. Так как обтяжку каната производят в первые циклы его работы, мы принимаем во внимание только механические свойства приработанных канатов, за исключением случаев, оговариваемых в частном порядке.

Агрегатная и конструкционная прочность канатов складывается из нескольких важнейших характеристик. В стандартах на канаты стальные фигурируют две характеристики прочности - суммарное разрывное усилие проволок Р и разрывное усилие каната в целом Ра - так называемая агрегатная прочность.

Уменьшение усилия Ра по сравнению с Р происходит из-за неравномерной нагрузки проволок в канате и целиком подчиняется особенностям конструкции и параметрам его свивки. Большое значение в практике имеет также конструкционная прочность, которая выводится из сопоставления агрегатной прочности каната, эксплуатируемого в составе конкретной машины или сооружения.

В стандартных канатах отношение Ра/Рс уменьшается тем сильнее, чем сложнее конструкция. Оно является существенным резервом повышения эффективности при использовании стальных канатов, поэтому его желательно использовать во всех возможных случаях. Для этого необходимо грамотно подобрать сердечник и параметры свивки, а также должно присутствовать равномерное натяжение прядей при свивке каната. Канат должен быть обязательно обтянут перед использованием, а для канатов ПК и ТВП необходима операция пластического обжатия прядей.

Разрывное усилие каната в целом Р относится к чистому растяжению, то есть концы канатов должны быть защемлены при вращении. Между тем при эксплуатации часто применяется схема свободного растяжения, к примеру, в случае, когда груз подвешивается на одном конце каната или конец каната (с некоторым приближением) крепят с использованием вертлюга. Канат сохраняет способность кручения, что вызывает перераспределение нагрузок между его элементами. В итоге агрегатная прочность каната будет отличаться от прочности, регламентированной стандартом Р.