Главное меню

Художественный паркет: как все начиналось

Первооткрывателем в деле укладки художественного паркета в России стал Петр I. С этой технологией он познакомился во время своего путешествия по Европе. Собираясь строить Петергоф, он перерисовал много эскизов художественной укладки паркета у голландских мастеров-архитекторов. Император перевез мастеров художественной резьбы Оружейной палаты в Петербург. Именно с началом строительства дворцов Санкт-Петербурга стали развиваться идеи и технологии укладки паркета.

В начале XVIII века господствовала мода на геометрические фигуры – кресты, ромбы, квадраты, многолучевые звезды, квадраты, поэтому изготовление ограничивалось лишь прямыми планками, а о бордюрах, розетках, плафонах практически никто не знал. Первыми породами деревьев, из которых изготавливался паркет, были: береза, груша, ольха, орех, лиственница, клен, вишня, можжевельник, дуб, ясень, бук, вскоре, конечно список значительно расширился. Мода на геометрические фигуры сменилась сложными переплетениями орнаментов и узоров, в паркетные рисунки были включены изображения животных, птиц, стилизованных мотивов. Композиция художественного паркета для одной залы во дворце представляла собой целый ковер из дерева, связанный композицией с росписью потолков, сюжетами, которые были изображены на панно, висевших на стенах, мебелью. Можно было проследить тему функционального назначения помещения или стилизацию национальных мотивов.

Вскоре в напольные покрытия были внесены новые краски – стали привозиться экзотические породы цветной древесины. Были привезены олива, чинара, туя, самшит, кипарис, черное эбеновое дерево, розовое – амарант, фиолетовое – палисандр, атласное – карагач, желтое и красное – сандаловое древо и еще порядка 50 пород. В некоторых паркетах использовалась инкрустация слоновой костью, перламутром, жемчужными раковинами. Такое многообразие материалов позволяло создавать самые прихотливые заказы.

В конце XVIII – начале XIX в. в интерьерное искусство приходит классицизм. Многообразие расцветок и форм сменяется композициями из двух – пяти цветов, рисунки орнаментов стали более простыми. Но широко применялись розетки, плафоны, пристенные, промежуточные и многорядные бордюры, что очень помогало при разделении помещений на зоны.

С развитием технологий машинной обработки древесины ручное производство сменилось на промышленное, однако про сложные формы планок пришлось на время забыть: фабрики производили только простые паркетные планки, поэтому стали преобладать однотонные паркетные полы с традиционной укладкой – «палуба» и «елочка».

Во времена революций и войн художественный паркет был забыт на время. Технологии его укладки стали возрождаться в послевоенную эпоху, в связи с реставрационными работами по восстановлению дворцов Петербурга. Специалистам пришлось заново осваивать технологии сушки, особенности резки, укладки и лакировки древесины.

В наше же время технологии резки развиваются, разрабатываются новые методы для укладки. И благодаря всему этому мастера современности могут воплотить любую мечту в реальность.